Интерактивный портал

службы занятости населения

Ямало-Ненецкого автономного округа

Войти через госуслуги

Информация о применении статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации

Ответ:
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон  о занятости населения) и Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891, предоставляют гражданам право выбора постановки на регистрационный учет в центре занятости населения, как в качестве ищущего работу, так и в качестве безработного, признанного в установленном порядке.
 
Ответ:
Согласно ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В отдельных ситуациях «исключительный случай» трактуется, как критерий в виде болезни, беременности, инвалидности, наличия иждивенцев, престарелых родителей, наличия каких-либо льгот, пособий, выплат и т.д. В этой связи работодатели при рассмотрении вопроса о праве на сохраненный заработок за уволенным работником на период трудоустройства требуют документы, подтверждающие указанные факты.
По смыслу судебной практики сохранение среднего заработка гражданам, уволенным по сокращению численности или штата работников организации, является одним из видов государственной поддержки в рамках трудовых отношений, в силу чего личные обстоятельства граждан (болезнь, беременность, инвалидность и т.п.) не могут рассматриваться в качестве оснований для решения данного вопроса.
Таким образом, исключительность состоит в соблюдении срока обращения граждан в центр занятости населения и факте нетрудоустройства при соблюдении положений ст. 4 Закона о занятости населения.

(решение Ноябрьского городского суда от 05.08.2014 дел № 2-2633 (2014), которым в удовлетворении заявления ОАО «СибурТюменьГаз» к ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьск отказано)
Ответ:
Работником, как стороной трудового договора в силу ст. 56 и 63                 ТК РФ, может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста. Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая все гарантии.
Статьей 318 ТК РФ работникам гарантируется сохранение среднего заработка с момента увольнения на период трудоустройства, в исключительных случаях возможно сохранение среднего месячного заработка  за указанными работниками в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения на основании решения органа службы занятости населения при условии, если в течение месяца после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане, являющиеся занятыми применительно к данному Закону. Но это не означает, что пенсионер не имеет права обратиться в службу занятости населения для получения государственной услуги «Содействие в поиске подходящей работы» и не может быть зарегистрирован «в целях поиска подходящей работы» без присвоения статуса «безработного», что само по себе является стандартной процедурой в силу Закона (Письмо Минздравсоцразвития России от 11.01.2012 № 09-13).
В этой связи у органов службы занятости населения нет оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок) при соблюдении соответствующих условий.
Таким образом, гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, предусмотренные трудовым законодательством, распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.

(Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 № 2214-О, кассационное определение Судебной коллегии ЯНАО от 23.06.2011 по делу № 33-1756 (ООО «Строительная компания «Сургутстройгаз»), решение Губкинского районного суда ЯНАО от 24.01.2011 по делу № 2-14/2011 (ООО «Строительная компания «Сургутстройгаз»), решение Пуровского районного суда ЯНАО от 15.04.2011 дело № 10-13/2011, решение Красноселькупского районного суда ЯНАО от 12.10.2012 дел № 2-163/2012 и т.д.))
Ответ:
Согласно ст. 282 ТК РФ «совместительство» - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
В силу ч. 2 ст. 287 ТК РФ все гарантии и компенсации работнику обеспечиваются по месту основной работы.
В случае высвобождения с совмещаемой работы гражданин не остается без заработка, поскольку трудоустроен по основному месту работы.
Таким образом, средний заработок на период трудоустройства работникам-совместителям не сохраняется.
 
Ответ:
Согласно позиции Минтруда России сокращенные граждане, одновременно зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являясь занятыми, имеющими доход, вознаграждение, оплачиваемую деятельность, не имеют право на сохраняемый средний заработок, поскольку такая гарантия устанавливается сокращенным работникам исключительно на время поиска работы для получения дохода, вознаграждения (письмо Минтруда от 24 апреля 2014 года № 16-5/ООГ-459).
Между тем подобная позиция является спорной.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в частности, в случае вынужденного прекращения работы не по вине работника. К такой категории относятся положения ст. 178 ТК РФ, устанавливающей основания для выплаты выходного пособия при увольнении по инициативе работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, включая основания, определенные ст. 81 ТК РФ, соответственно ст. 318 ТК РФ.
При предоставлении гарантий и компенсаций, установленных ст. 318 ТК РФ, соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя, являющиеся компенсацией, связанной с потерей постоянной работы, дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимостью жизни, складывающейся под воздействием географических и климатических факторов.
В этом случае речь идет о трудовых отношениях между работодателем и его сокращаемым работником и наличие у работника статуса индивидуального предпринимателя не влияет на такое взаимодействие. 
Работодатель при выполнении установленных названной статьей условий обязан производить работнику сохранение среднего заработка на период трудоустройства.
Согласно судебной практике средний месячный заработок сохраняется гражданам на период их трудоустройства.
Трудоустройство, оформление трудовых отношений, осуществляется посредством содействия гражданам в трудоустройстве службы занятости населения.
Согласно законодательству о занятости населения гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в качестве ищущих работу, предоставляется возможность поиска подходящей работы на условиях трудового договора.
При этом подбор работы осуществляется независимо от наличия (отсутствия) статуса «занятый» (ст. 4 Закона о занятости населения).
Таким образом, «трудоустройство» и «занятость» - это разные понятия и лицо, считающееся занятым, не может быть в обязательном порядке признано лицом трудоустроенным и лишено права на сохранение заработной платы при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников в соответствии с трудовым законодательством (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2007 № А29-2197/2006а).
 В этой связи работник, уволенный по п. 2 ст. 81 ТК РФ по основному месту работы и являющийся одновременно индивидуальным предпринимателем имеет право на сохранение среднего заработка.
Аналогичная позиция может быть применима в отношении граждан, уволенных по основному месту работы из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников и одновременно оказывающих работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера.

 
Ответ:
Выплата сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Трудовой Кодекс Российской Федерации прямо не устанавливает сроки выплат сохраняемого среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Поэтому, получив от работника заявление о выплате сохраняемого среднего заработка за четвертый (пятый или шестой) месяц со дня увольнения и соответствующее решение центра занятости населения за четвертый (пятый или шестой месяцы со дня увольнения), работодатель обязан произвести выплату такого заработка не позднее ближайшего установленного дня выплаты заработной
платы, соответственно, по истечении четвертого (пятого или шестого) месяца со дня увольнения.
 
Ответ:
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 2214-О и сложившейся судебной практикой орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты:
- своевременного обращения в орган службы занятости населения;
- отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев,
но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства (выписки из банка вакансий, подтверждающих наличие (отсутствие) вариантов подходящей работы, графики регистрации (перерегистрации) граждан, подтверждающие факты посещения гражданином центра занятости населения, наличие выданных направлений для трудоустройства, подтверждающих факты содействия в трудоустройстве гражданину за каждый месяц в течение 6 месяцев, полномочия должностного лица на принятие такого решения, порядок принятия решения, наличие комиссии по рассмотрению подобного рода вопросов, соответствие содержимого решения (справки) требованиям закона и т.д.)
(решением Ноябрьского городского суда от 05.08.2014 № 2-2633 (2014) заявление ОАО «СибурТюмень Газ» о признании решения ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьск о выдаче справки о сохранении среднего заработка гражданке Б. незаконным оставлено без удовлетворения)

При этом не важно по каким причинам гражданин не был трудоустроен.
В этой связи наличие только формальных обстоятельств (соблюдение сроков обращения и отсутствие вариантов подходящей работы в месяц обращения) не является основанием для ежемесячной выдачи в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения справок о сохранении среднего месячного заработка.
Таким образом, в целях получения сохраняемого среднего заработка (при желании гражданина) не рекомендуется осуществлять выезд за пределы муниципального образования (районов Крайнего Севера).
Ответ:
Гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, в силу пункта 10 Порядка регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденного  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891, предлагается в устной (по телефону) или письменной (почтовое отправление, электронная почта) форме в течение 3 дней посетить центр занятости населения для подбора подходящей работы при поступлении в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, являющихся для них подходящими.
Такое положение не означает, что посещение центра занятости населения возможно только по его приглашению. По смыслу судебной практики и практики применения, гражданам назначается посещение центра занятости населения для подбора подходящей работы не менее 1 раза в месяц (письмо Минтруда России от 06.05.2016 № 16-5/В-249).
Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, согласно пункту 13 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного названным Постановлением, для подбора им подходящей работы центром занятости населения устанавливаются сроки посещения центра занятости населения (не более 2 раз в месяц).
Однако порядок реализации государственных гарантий, установленных ч. 2 ст. 318 ТК РФ, в зависимости от места жительства гражданина и метода работы нормативно не урегулирована.
Вопрос о выборе центра занятости населения для обращения (по бывшему месту работы гражданина вахтовым методом или по месту постоянного проживания гражданина) решается индивидуально, в том числе в рамках судебных процессов.
Имеет место позиция судов о том, что гарантия, установленная ст. 318 ТК РФ, не может быть применима в случае обращения сокращенного гражданина в органы занятости населения по месту своего постоянного   проживания, территория которого не отнесена к районам Крайнего Севера, куда он регулярно приезжал на работу вахтовым методом (в таком случае применяются нормы ст. 178 ТК РФ).
Суды мотивирует свою позицию тем, что поиск работы в данном случае не связан с дополнительными физиологическими затратами и более высокой стоимостью жизни, складывающейся под воздействием географических и климатических факторов, и имеют место признаки дискриминации в сфере труда на стадии трудоустройства по отношению к прочим жителям, обратившимся в орган занятости населения с целью поиска работы (Постановление Президиума Верховного суда Республики Мордовия от 30.10.2014 № 44-г-30).
Одновременно с этим, в Ямало-Ненецком автономном округе судебная практика в отношении подобных споров не сложилась, работодатели выплачивают сохраняемый заработок бывшему работнику при соблюдении им обязательных условий независимо от места нахождения центра занятости населения.
 
Ответ:
Согласно обзору Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2014, если трудовым договором, заключенным между работником и работодателем – физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), предусмотрена гарантия при увольнении по сокращению в виде выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, средний заработок при условии выполнения требований ст. 318 ТК РФ сохраняется.
Ответ:
Согласно письму Роструда от 11 февраля 2010 года № 594-Т3, в силу ч. 2 ст. 318 ТК РФ органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работник не был трудоустроен, при выполнении всех обязательных условии, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения средний месячный заработок.
Следовательно, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности условий о сроках обращения работника после увольнения в орган службы занятости населения и факте нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.
Перечень условий, при наличии которых органы службы занятости населения принимают решение о сохранении среднего месячного заработка за уволенным работником, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, выбор гражданина варианта последующих действий:
- получение среднего заработка на протяжении 6 месяцев со дня увольнения;
- трудоустройство на предлагаемую центром занятости населения работу – это право гражданина, не являющееся обязательным условием ст. 318 ТК РФ. 
Мнение отдельных субъектов правоотношений о том, что отказ гражданина от  подходящей  работы,  предложенной  центром  занятости  населения,  является
основанием для отказа в сохранении среднего заработка, надумано и грубо нарушает права гражданина, а также попирает государственные гарантии
(Решением Надымского городского суда ЯНАО от 17.04.2015 № 2-891/2015 в удовлетворении заявления ОАО «Ямалкоммунэнерго» о признании незаконным решения ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Надым о получении гражданкой Б. сохраняемой средней заработной платы отказано)
Ответ:
Согласно ст. 27, 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваемые, в том числе в рамках административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку спор по вопросам реализации ст. 318 ТК РФ возникает из трудовых правоотношений и не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подобные вопросы не рассматриваются в Арбитражном Суде
(Определение о прекращении производства по делу от 24.11.2015 № А81-5204/2015 по заявлению конкурсного управляющего ЗАО «Полярная геофизическая экспедиция» к ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Надым о признании недействительными решений о предоставлении гражданину Л. права на сохранение среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение пятого месяца со дня увольнения).
При желании находится на регистрационном учете в качестве ищущего работу, гражданин регистрируется в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891, и при наступлении 5 и 6 месяца со дня увольнения получает справку о праве на компенсацию.  


 
Ответ:
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона автономного округа от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе» при расторжении трудового договора (контракта) с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством.
Таким образом, сохранение денежного содержания данной категории граждан осуществляется в обычном порядке согласно ст. 318 ТК РФ и нормами законодательства о занятости населения.
Ответ:
Согласно ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уволенным со службы по основаниям, предусмотренным пунктами «а» - «г», «е» - «з» ч. 1 ст. 58 Положения:
- с правом на пенсию производятся единовременные выплаты;
- при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Сохранение денежного содержания по последнему месту работы сотрудника на период трудоустройства Положением не предусмотрено.
Сотрудники органов внутренних дел, вышедшие на пенсию, могут быть признаны безработными.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года  № 941, не относящимся к сфере законодательства о страховой пенсии по старости.
 В этой связи согласно абз. 1 п. 3 ст. 31 Закона о занятости населения пособие по безработице обозначенным гражданам назначается с первого дня признания их безработными.
Яндекс.Метрика